Основными функциями работы психолога в лицее являются:
- диагностическая, которая включает изучение специфических особенностей деятельности педагогов и их воспитанников в той мере, а также изучение ряда психофизиологических, индивидуально-психологических и личностных особенностей преподавателей, учащихся, их социального статуса, особенностей межличностных отношений;
- консультативно-просветительская, которая включает работу по профилактике и предупреждению конфликтов, вызванных психологическими причинами; сообщение преподавателям основных сведений по социальной психологии, формирование приёмов и навыков общения; планирование исследований и профилактических мероприятий; моделирование программ развития. Данная функция осуществляется в форме консультаций, просветительских и психотерапевтических беседах, в индивидуальном варианте, а также на семинарах, МС, МО;
- консультативная, включающая объяснение и психологическую интерпретацию отдельных состояний, настроений преподавателей и обучающихся или особенностей их поведения в профессиональной деятельности и семейной жизни;
- воспитательная, которая включает выбор и осуществление мероприятий, направленных на морально-волевое воспитание учащихся, формирование у них определённых личностных качеств, воздействие на социальный статус отдельных личностей, организацию адекватных межличностных отношений в педагогическом коллективе и классах;
- психопрофилактическая, включающая диагностику, психопрофилактику невротических состояний, предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организацию восстановительных мероприятий, а также осуществление мероприятий по управлению психическим состоянием (обучение психической саморегуляции, формирование уверенности в своих силах, развитие творческих потенций, выработка навыков мобилизации в стрессе и т.д.);
- методическая, включающая всю работу по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, а также новых методов диагностики и психопрофилактики для нужд лицея
- психологическое просвещение.